Трёхточечная схема освещения При съемке стокового видео

Трёхточечная схема освещения при съемке стокового видео

Трехточечная техника освещения является стандартной для всех визуальных медиа, включая фотографию, компьютерные игры, а также стоковое видео. В трехточечной схеме ключевой источник света используется для подсветки сцены с верхнего ракурса рядом с камерой; расположенный чуть ниже на противоположной стороне источник заполняющего света используется для смягчения теней, производимых ключевым источником света; задняя же подсветка нужна для отделения объекта съемки от фона. Это простая, но гибкая система, которая формирует основу разных схем освещения. Вариации трехточечной схемы в виде разных соотношений и разного уровня контрастности позволяют создавать огромное количество сцен. Понимание трехточечной схемы даст вам солидную базу для понимания принципов освещения в целом.

По правилам для полноценной реализации этой схемы вам понадобятся три источника света. Однако даже если вы используете один или два источника, главный принцип остается неизменным:

  • Если источник один – он является ключевым
  • Если источника два – первый является ключевым, второй – либо заполняющим, либо тыловым.

 

3-light-scheme

 

Ключевой источник света

 

Это главный источник света. Он обычно является самым сильным и оказывает наибольшее влияние на всю сцену. Он помещается на том же уровне, что и камера, неподалеку от нее, за счет чего эта сторона сцены получается хорошо освещенной, а противоположная – затененной. Ключевой свет может быть как жестким, так и мягким, в зависимости от того, что вы хотите получить в результате.

Заполняющий свет. Это второй источник света, который помещается напротив ключевого. Он используется для подавления теней, производимых ключевым источником света. Он также может быть жестким и мягким, но чаще всего он бывает чуть более рассеянным и более тусклым, чем ключевой свет. Чтобы достичь такого эффекта, вы можете отодвигать лампу дальше от объекта съемки, использовать отражатели и рассеиватели.

Заполняющий свет очень важен. Он не только помогает создать правильную экспозицию, но и играет важнейшую роль в создании общего настроения сцены. Например, если заполняющий свет слишком тусклый, тени будут глубже и темнее, а вся сцена будет более драматичной и пугающей. Если же заполняющий свет по яркости будет сопоставим с ключевым, то тени будут практически отсутствовать, а вся сцена будет яркой, светлой и дружелюбной.

 

Задний свет

 

Источник задней подсветки помещается позади объекта съемки, чтобы подсвечивать его сзади. Его цель, в отличие от ключевого и заполняющего света – это не прямое освещение, а скорее выделение и подчеркивание контуров объекта. Это помогает визуально отделить главный объект съемки от фона и создать объемную картинку.

Традиционно задний свет выполняет функцию отделения людей от фона. В зависимости от угла, этот акцентирующий свет может иметь разные названия. Понятие «задний свет» обычно подразумевает, что источник света находится прямо позади объекта съемки, на одной линии с объективом. Задний свет, источник которого не виден, и который просто подсвечивает волосы модели, называется контровым. Также сюда относится так называемый «силуэтный» свет, создающий эффект светящегося ореола вокруг объекта съемки. Следующий вариант – так называемый «кикер» — свет, расположенный за человеком и направляющий на него свет обычно с целью повысить освещённость головы и волос. Хотя теоретически есть определенные различия в размещении этих источников света, на практике эти названия употребляются не всегда точно и иногда являются взаимозаменяемыми. Для одного человека задняя подсветка означает силуэтный свет, а для другого – «кикер». У каждого специалиста по освещению есть собственный набор терминов и понятий.

Все это разнообразие направлений света представляет собой часть палитры кинематографиста, которая должна использоваться с осторожностью, именно там, где и когда нужно. Иногда задний свет не должен быть жестким, направленным. Я часто использую мягкий, рассеянный свет, чтобы визуально отделить человека от фона и создать легкий ореол.

 

Кроме трехточечной схемы

 

Вдобавок к стандартной трехточечной схеме освещения существует множество других разновидностей света, которые используются профессионалами при съемке. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

 

Подсветка глаз

 

Глаза, как говорится – зеркало души. Поэтому нужно уделять большое внимание тому, чтобы глаза актеров в видеоролике были хорошо освещены. Некоторые стили освещения, например, ровный мягкий свет, исходящий от облачного неба, часто требуют дополнительного источника освещения для того, чтобы сделать глаза персонажей более выразительными. Чтобы создать эффект искрящегося взгляда, этот свет обычно помещают рядом с объективом. Однако благодаря тому, что человеческий глаз обладает выпуклой формой, он может поймать также и свет от источника, расположенного сбоку.

 

Заливка

 

Заливка – это просто яркая вспышка света, направленная на фон или фоновый объект.
В данном случае он помогает осветить старые трубы и забор из сетки-рабицы, чтобы придать картине более старый, «потертый» вид.

 

Источники света

 

Выбор источников света включает в себя философию кинематографии. В кинематографических кругах существует два базовых направления в философии освещения. Натуралистическая школа освещения (натурализм) ратует за использование естественных источников света. Например, если вы снимаете на улице, и яркий солнечный свет освещает задний план, то лицо героя может оставаться в тени. Пикториализм, в свою очередь, допускает использование любых источников света под разными углами, чтобы сделать картинку наиболее приятной глазу, вне зависимости от окружающей обстановки. То есть, в такой же ситуации, когда актер хорошо освещен со спины, сторонник данной школы предпочтет с помощью искусственного освещения осветить и его лицо, чтобы добиться оптимальной экспозиции. Однако строгого деления между двумя школами нет. На практике чаще всего выбираются компромиссные варианты, когда в зависимости от обстановки естественное и искусственное освещение логически сочетаются.

 

3-light-scheme-1

 

В основном, большинство операторов склоняются в пользу применения естественных источников освещения. Я тоже считаю, что современные покупатели ищут аутентичности и реализма, а потому естественно освещенные картины продаются лучше. Однако все меняется, и тенденция к натурализму вскоре может смениться чем-нибудь другим.

 

>> Осветительное оборудование