Несколько советов всегда попадать в фокус

Есть ли что-то, чего было бы невозможно исправить при пост-обработке? Благодаря блестящей работе Lightroom, Photoshop и других подобных приложений было бы логичным предположить, что ответом на этот вопрос будет уверенное «нет». Кривой горизонт, недодержка, передержка, лишний шум – все это довольно легко устранить. Вы даже можете удалить людей, загораживающих известную достопримечательность на вашем снимке или заменить одно небо на другое. Список манипуляций, которые можно проделать с помощью программ, весьма обширен, но есть вещи, которым не поможет пост-обработка. Среди них – размытые снимки. Здесь имеются в виду не те фотографии, где нужно чуть подправить резкость, а те, на которых явно видно, что вы промазали с фокусом.

44339192_s

 

Нечеткие снимки раздражают и заставляют опустить руки. Что еще хуже, не существует программы, которая бы взяла нечеткий снимок и сделала бы его резким. Промахнулись – значит промахнулись. Поэтому лучше избегать таких промахов. Вот несколько советов, которые помогут получать резкие, правильно сфокусированные снимки раз за разом:

 

  • Движущиеся и неподвижные объекты – в чем разница?
  • Ваш объект съемки движется или стоит на месте? От ответа на этот вопрос во многом будет зависеть то, как вам правильно сделать снимок.

 

Если объект неподвижен, особых проблем возникнуть не должно. Пожалуй, самый простой способ действий в этом случае – выбрать режим Single AF (одиночный автофокус) и, при необходимости, переместить точку фокусировки на ту область кадра, где резкость особенно важна. Однако иногда возникают ситуации, когда система автофокуса в вашем аппарате не справляется с задачей. Это может произойти при съемке в условиях низкой освещенности или когда объект съемки обладает недостаточной контрастностью (голубое безоблачное небо, однотонная стена). В таких случаях, если вы станете полагаться на автоматическую систему, камера будет бесконечно пытаться поймать фокус, скорее всего, безуспешно.

 

15406185_s

 

Такие ситуации требуют от вас взять дело в свои руки и включить ручную фокусировку (Manual Focus). Фокусируясь вручную, вы уже не зависите от ограничений, которые накладывает система автофокуса вашей камеры. Просто знайте, что если снимок получится размытым, винить вам придется не аппарат, а себя.

Если объект съемки находится в движении – птица в полете, ребенок, бегающий в парке, автомобиль, движущийся по трассе – необходимо установить режим непрерывной (следящей) фокусировки. В разных моделях фотоаппаратов он обозначается по-разному: AI Servo на Canon, AF-C на Nikon и Sony, C-AF на Olympus. Уточнить можно в инструкции к фотоаппарату. В этом режиме объект удерживается в фокусе по мере того как вы «следите» за ним камерой. Когда вы нажимаете до половины клавишу спуска затвора, камера фокусируется на объекте съемки и удерживает фокус до тех пор, пока вы не нажмете кнопку до конца. А вы в результате получаете четкий снимок.

 

Проверьте выдержку

 

Одной из причин размытия снимков является дрожание камеры. А главной причиной дрожания камеры является неправильный выбор времени выдержки. Используя достаточно короткую выдержку, вы сводите к минимуму эффект дрожания камеры, максимально увеличивая вероятность получения правильно сфокусированного снимка. Что значит «короткая выдержка»? Зависит от ситуации. На всякий случай держите в голове так называемое «правило обратной зависимости».

Например, если вы используете 100-миллиметровый объектив, выдержка должна быть как минимум 1/100 секунды. С зум-объективом, установленным на фокусное расстояние 250 мм, выбирайте выдержку 1/250 секунды или меньше. Однако тут есть одна важная оговорка: правило «обратной зависимости» применимо только к полнокадровым фотоаппаратам.

Чтобы адаптировать данное правило к аппаратам с кроп-матрицей (APS-C, micro 4/3, APS-H, и т.д.), необходимо высчитать выдержку, умножив кроп-фактор камеры на фокусное расстояние объектива. Если, например, вы используете фокусное расстояние 100 мм на камере с кроп-фактором 1.5 (обычно используется на Nikon, Sony, Samsung, и Fujifilm APS-C аппаратах), то минимальное значение выдержки должно быть 1/ 160 секунды (100 x 1.5 = 150, но значения 1/150 нет, поэтому выбираем 1/160). Это правило, конечно, не в 100% случаев срабатывает безошибочно, и вы можете ошибиться с тем, в какую сторону округлять результат вычислений. Например, если используя правило «обратной зависимости», вы получили цифру 1/80 и округлили до 1/100, то, конечно, снимок получится недодержанным.

 

5713909_s

 

Функция стабилизации изображений, которая может быть встроена как в объектив, так и в камеру, получает все большее распространение и может в буквальном смысле творить чудеса в том плане, что вы сможете получить четкие фотографии при съемке «с рук» при длинных выдержках. Тем не менее, стабилизация изображений не заставит замереть движущиеся объекты, а при использовании штатива ее рекомендуют отключать.

 

Повышайте ISO

 

Не бойтесь высоких значений светочувствительности ISO. Можно гарантировать, что однажды вы окажетесь в такой ситуации, когда единственным способом использовать достаточно короткую выдержку будет повышение ISO. Просто сделайте это. Многие камеры прекрасно функционируют вплоть до ISO 3200. Вы будете счастливы, что поймали кадр, а шум всегда можно снизить после, в процессе пост-обработки.

 

Используйте штатив

 

Некоторые фотографы не хотят даже слушать о том, чтобы таскать с собой тяжелый штатив (я знаю, потому что я сам отношусь к ним), но факт остается фактом: штатив – самый эффективный способ стабилизировать камеру. С хорошим штативом вы можете не беспокоиться о дрожании камеры, а это означает, что вы сможете спокойно использовать короткие выдержки, не повышая ISO, и при этом получать идеально четкие, резкие, сфокусированные снимки. И это не обязательно должен быть громоздкий тяжелый штатив – сегодня существует достаточно альтернатив, таких как моноподы и гибкие мини-штативы.

Используйте эти советы, всегда попадайте в фокус, загружайте в фотобанки, зарабатывайте.

Читайте также:

комментария 2

  1. Gazrar:

    Подскажите пожалуйста, почему стоит отключать стабилизатор при съемки со штатива?

    • $tocker:

      Спасибо за вопрос! Стабилизатор можно и не отключать. Это совсем не обязательно. Если камера на штативе, т.е. максимально исключается возможность смаза, то стабилизатор выключают, чтобы он не помешал. Принцип работы оптического стабилизатора — качающаяся линза. Чтобы она не смещалась — выключают стабилизатор и тем самым жестко её закрепляют. :)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *